Внимание! Вы находитесь на старом сайте Национальной библиотеки Республики Коми. Новая версия доступна по адресу nbrkomi.ru
12+.png
Главная О библиотеке Поиск в электронных каталогах Региональный центр Президентской библиотеки Краеведение в Коми Национальная электронная библиотека КИБО Доступная среда
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

История

Культурная карта | Инта

Инта́ – город (с 1954) в Республике Коми Российской Федерации, центр городского округа «Инта».

Население 36 436 человек (2010).

инта14.jpg

Инта. 2009 г. Фото Елены Патовой.

Инта – город на левом берегу р. Большая Инта (приток р. Косью, впадающий в Усу). Возникновение города связано с разработкой Печорского угольного месторождения. Первым выходы интинского угля изучал геолог П. П. Матафин в 1912 году. Впоследствии здесь работало несколько геологических экспедиций. В 1933 году заработала первая буровая скважина. Через три года на берегу Инты появился лагерный пункт, входивший в систему Ухтпечлага. В 1940 году были заложены первые две шахты. Через год Инты достигла Северная железная дорога.

Здание первого ДОКа.jpg

Здание первого деревообрабатывающего комбината

Численность заключенных интинского лагеря в 1941 году составляла 2000 человек, в 1945 году – 14700, в 1950 году – 18000. Летом 1948 года интинский лагерь НКВД МВД СССР был разделен. Из него выделился самостоятельный лагерь «Минеральный», в котором сосредоточили исключительно политических заключенных. Он базировался в поселке Абезь. В 1951 году в лагере находилось максимальное количество заключенных – 28 тыс. человек. Почти половина из них была осуждена по политическим статьям. В марте 1953 года Совет министров СССР  принял решение о передаче предприятий МВД СССР Печорского угольного бассейна в Министерство угольной промышленности. Железная дорога и лесные лагеря передавались соответственно Министерству путей сообщения и Министерству лесной промышленности СССР. Последовавшая за этим амнистия заключенных и реорганизационные процессы нанесли смертельный удар по всей системе ГУЛАГа. Демонтаж интинского лагеря велся поэтапно и окончательно завершился в 1957 году.

Инта 30- х гг.jpg

Инта в 30-е годы ХХ века

В 1944 году Инта получила статус рабочего поселка. В 50-х гг. началось строительство каменных домов. Появился деревообрабатывающий комбинат. 4 октября 1954 г. поселок был преобразован в город Инта. В 1954 -1964 гг. были построены широкоэкранный кинотеатр, больничный комплекс и поликлиника, хлебный и молочный заводы.

С 1957 года на интинские шахты стал проводиться оргнабор свободных граждан, и город обрел гражданское лицо. Сегодня Инта – многонациональный город горняков, умеющих работать в будни и отдыхать в праздники. Любимые праздники Инты – День шахтера и День города.

Инта 30-х годов.jpg

Инта в 30-е годы ХХ века

До открытия углей, строительства лагерей и железной дороги территория района была заселена только в долинах реки Усы и ее притоков. Освоением этих территорий занимались коми - ижемцы. Еще одна этническая группа северных коми – колвинцы – образовалась после частичной ассимиляции ижемцами оседлого ненецкого населения во второй половине XIX - начале XX вв. Колвинцы заимствовали у коми большинство атрибутов материальной культуры и тип хозяйства: в отличие от ненцев, они держат коров, овец и другой домашний скот, имеют хорошо возделанные огороды. Родной язык – ижемский диалект коми языка. Ненецкий язык утрачен. Процессы сближения с северными коми продолжаются.

В настоящее время в Интинском районе ведутся буровые работы нефтяниками и газовиками. Продолжается добыча марганцевых руд, кварца - стратегического сырья, рынок которого не ограничен.

инта12.jpg

Инта 2009 г. Фото Елены Патовой.

Источники: Жеребцов, И. Л. Где ты живешь: населенные пункты Республики Коми. Историко-демографический справочник. – Сыктывкар, 1994. – С. 82 -83.

Терр. Орган Фед. Службы гос. статистики по Республике Коми. Демографический ежегодник Республики Коми: стат. сборник 2010. - Сыктывкар, 2010. - С.12.

Источник к фото: Малофеевская, Л. А. Город на Большой Инте. [Текст]/ Л. Н. Малофеевская.- Сыктывкар: [б. и.], 2004. – С.55


English version
фото В. Иванова
dispatchEvents