Внимание! Вы находитесь на старом сайте Национальной библиотеки Республики Коми. Новая версия доступна по адресу nbrkomi.ru
12+.png
Главная О библиотеке Поиск в электронных каталогах Региональный центр Президентской библиотеки Краеведение в Коми Национальная электронная библиотека КИБО Доступная среда
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика

Удорская роспись

 

В этнографической и искусствоведческой литературе неоднократно упоминалось о бытовании в прошлом самобытной росписи по дереву у удорских коми.

По свидительствам информантов местными "центрами" по производству расписной мебели и утвари были: село Чупрово и деревни Остров, Верхозерье, Тойма. В Чупрово расписывал деревянную утварь плотник Алексей Павлович Давыдов (1890-1953); в Тойме - Василий Прокопьевич Палев (умер в 40-х годах); в Острове - Федор Романович Коротаев (умер в 50-х годах). В деревне Верхозерье и в деревне Остров сохранилось несколько домов с фронтонами, украшенными геометрической и сюжетной росписью.

При рассмотрении стиля удорской росписи особый интерес представляют расписные прялки. Местные жители до настоящего времени различают два типа прялок:

1."Пирога козяль" или "Ладья козяль" - веслообразная прялка, близкая по форме и стилю росписи карельским и поморским прялкам. Лопасть такой прялки чуть расширена в центре и симметрично заужена книзу и к вершине, заканчивающейся продолговатой главкой. В месте перехода плоскости лопасти в стройную четырехгранную ножку, вырезано округлое утолщение, симметричное главке на вершине лопасти. Веслообразные прялки расписывались в свободно-кистевой технике геометрическим орнаментом, который наносился земляными и масляными красками 2-3 цветов.

2."Пиня козяль" - лопатообразная прялка, обрамленная на вершине лопасти 3-7 фигурными главками. Расписывались эти прялки в беглой штриховой манере по типу мезенски. У мезенских прялок более широкая лопасть и их поверхность более плотно покрыта графическим орнаментом; на удорских прялках отсутствуют стесы на гранях основания лопасти, а на лицевой стороне лопасти в росписи нарушен "мезенский канон" - в трехярусной композиции отсутствует верхний зооморфный ряд. В сюжетной росписи на удорских прялках этого типа встречаются композиции и образы не характерные для мезенской росписи. По мнению старожилов "пиня козяль" появились на Удоре значительно позже "пирога козяль".Графическая роспись с геометризированными растительными и зооморфными мотивами на деревянных изделиях у удорских коми может быть определена как "подражательная" мезенскому стилю росписи.

Мезенская роспись оформилась в самостоятельное направление к середине XIX века на основе взаимовлияния коми и северо-русских традиций в народном изобразительном искусстве.

мезенская роспись.jpg

http://www.finnougoria.ru/ethnology/exhibition/1700/15517/

 

http://www.komi.com/Folk/komi/222.htm


English version
фото В. Иванова
dispatchEvents